dortmung (cherjr) wrote,
dortmung
cherjr

Как много ошибок элементарных в общении с детьми!

Навязывая ребенку вину, вряд ли стоит ждать, что он пойдет исправлять свою оплошность. Не пойдет, если специально над этим не работать, не обсуждать с ним возможность исправления. То же происходит, если от ребенка требовать извинений, не вникая в причины его поведения: «Вот наглец! Как можно было ударить Варю! Немедленно извинись!»
Родители, научившие ребенка формальным извинениям, упускают главное — это только слово. Ребенок, выучивший и успешно применяющий слово «Извини», привыкает не исправлять свои ошибки, а прятаться за показным сожалением. Мол, я уже извинился, чего вы еще от меня хотите. Но чем старше он становится, тем меньше извинений от него ждут. Вместо слов раскаяния взрослый мир ждет от человека конкретных действий, которые исправят ситуацию. А слово «Извини» это делать, к сожалению, не умеет. Обвиняя ребенка, к сожалению, привить ответственность не получится. А вот повесить ярлык «я плохой» очень даже возможно. С такой биркой у ребенка срабатывает рефлекс: «Зачем что-то стараться делать, если все равно я плохой?». Стремясь научить ребенка ответственности через вину, мы в результате получаем портрет неуверенного в себе и своих поступках человека. Не погружайте ребенка в чувство вины, а помогите ему осознать причины, последствия и придумать возможности исправления ситуации.
Ближайший друг вины — стыд. Корни обоих чувств растут из неуверенности, но у каждого свои отличительные черты. Вина — это чувство, возникающее после поступка, а стыд — от оценки собственного «Я» глазами других. «Моя вина, что я сделал это. И как стыдно, что об этом узнали другие».
Учите ребенка ответственности, не навязывая чувство вины и стыда.
1. Сообщения не должны содержать оценки самого ребенка: «Ты плохой! Ты безответственный! Ты неряшливый!» Оценивайте не ребенка, а его поступки: «Не самый лучший поступок. Здесь ты мог бы проявить ответственность. Ты можешь выглядеть лучше»
2. Отделяйте свои чувства от действий ребенка. Не «Ты позоришь меня!», а «Я чувствую себя некомфортно, появляется чувство неловкости» Не «Ты меня расстраиваешь!», а «Я расстраиваюсь, когда…»
3. Не анализируйте проступки ребенка при свидетелях. «Разбор полетов» только тет-а-тет. Иначе прививается чувство стыда, а не ответственность. Помните? Ответственность — это уверенность. Стыд — неуверенность.
4. Не приучайте формально просить прощения, а направляйте мысль ребенка в русло «Как теперь исправить ситуацию?»
5. Всегда помогайте ребенку понять взаимосвязь между его действиями и результатом.
Tags: воспитание, дети
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments